Как уберечь работников сферы здравоохранения от коронавируса

Меры по борьбе с коронавирусом усиливаются, в Москве введен режим самоизоляции для всех. Однако многим из нас бросать работу никак нельзя: сотрудникам экстренных служб, рабочим на производствах. Очевидно, что на посту остаются врачи и медсестры, которые работают практически без выходных и подвергают себя риску инфицирования.

Их защита от заражения наиболее важна.

Делимся переводом статьи американского хирурга Атула Гаванде, в которой он анализирует опыт защиты медицинских работников в Сингапуре и Гонконге.

Как уберечь работников сферы здравоохранения от коронавируса

Урок, который можно извлечь из успехов Сингапура и Гонконга

Автор: Атул Гаванде

March 21, 2020

Применяемые в Гонконге и Сингапуре меры по сдерживанию распространения коронавирусной инфекции можно взять за образец, чтобы предотвратить рост заболеваемости.
Автор фото: Tsuji Keith / Abaca / ZUMA

Во время вспышки коронавируса в городе Ухань были заражены 1 300 медицинских работников. Риск стать жертвой заболевания для них был в три раза выше, чем для остального населения. Сотрудники учреждений здравоохранения в свою очередь стали «источниками» инфекции в своих семьях. В городе не хватало врачей и медицинских сестер. Для оказания помощи больным в город Ухань были доставлены сорок две тысячи медработников из других регионов страны. К счастью, была разработана методика по защите от инфицирования – и из числа вновь прибывших не заразился никто.

Нам есть чему поучиться у Гонконга и Сингапура – коронавирус появился там раньше, чем в США, и в обоих случаях органам власти удалось сдержать его распространение. По площади и Гонконг, и Сингапур сопоставимы со штатом Массачусетс, первые случаи COVID-19 были зарегистрированы в конце января 2020 года, и число заболевших стремительно росло. Были запрещены общественные мероприятия, введен удаленный режим работы, поощрялось социальное дистанцирование. В кратчайшие сроки было развернуто крупномасштабное тестирование. Однако даже эти меры оказались бы недостаточными при распространении вируса в учреждениях здравоохранения и через медработников. В обеих странах (как и в США) пункты первичной медицинской помощи и больницы не располагали достаточным количеством костюмов химической защиты и масок N95, а тесты не сразу стали доступны повсеместно. Тем не менее распространение эпидемии удалось сдержать в течение шести недель. Больницы не были переполнены, а офисы и государственные учреждения снова начали открываться после карантина. Теперь в центре внимания правительства был контроль прибывающих в страну.

Ниже представлена тактика работы, использованная в Гонконге и Сингапуре. Описанные меры основываются на официальных документах и беседах с руководителями сферы здравоохранения в каждой из стран.

Все медработники обязаны носить обычные хирургические маски при любом взаимодействии с пациентами, использовать перчатки, соблюдать надлежащую гигиену рук и дезинфицировать все поверхности в перерывах между приемом пациентов. При возникновении подозрительных симптомов (невысокая температура в сочетании с кашлем, дыхательными проблемами, усталостью или мышечной болью) или в случае контакта с вирусом (поездка в страны с широким распространением COVID-19, контакт с пациентом, у которого тест дал положительный результат) больной помещается в отдельную палату и проходит лечение, если это возможно, в изолированном респираторном отделении, в отдельной клинике с отдельным медицинским штатом. В клиниках и больницах практикуется социальное дистанцирование: стулья в приемном покое расставляются на расстоянии 6 футов друг от друга, переговоры между сотрудниками проводятся на расстоянии, врачи и пациенты общаются друг с другом с расстояния 6 футов, исключение составляют медицинские осмотры.

Интересно также, какие меры в Гонконге и Сингапуре не предпринимались. Маски N95, защитные средства для лица, очки, спецодежда – всё это использовалось только при манипуляциях, где возможно аэрозолирование секрета из органов дыхания пациента (например, при интубации для анестезии), либо в случае подозрения на коронавирус или подтвержденного диагноза. Есть особенности и для проведения карантина. Что происходит, если неожиданно получен положительный результат на COVID-19, – например, у сотрудника стационара или пациента поликлиники (или отделения реанимации)? В Гонконге и Сингапуре учреждение здравоохранения в этом случае не закрывают, а персонал не отправляют на домашний карантин. Вместо этого тщательнейшим образом отслеживаются контакты заболевшего, и карантин соблюдают только те, кто непосредственно взаимодействовал с этим пациентом. В Гонконге «непосредственное взаимодействие» («тесный контакт») – это нахождение рядом с заболевшим в течение 15 минут на расстоянии менее 6 футов без использования хирургической маски. В Сингапуре этот временной промежуток составляет 30 минут. Если взаимодействие было менее продолжительным, но хотя бы 2 минуты на расстоянии не более 6 футов, сотрудники могут продолжать работу при условии ношения хирургической маски и измерении температуры тела дважды в день. Если же контакт с пациентом был непродолжительным и случайным, сотрудников просят самостоятельно отслеживать у себя симптомы.
Тот факт, что данные меры помогли сдержать рост заболеваемости COVID-19, позволяет сделать ряд утешительных выводов. Во-первых, хотя коронавирус более заразен, чем грипп, его распространению могут препятствовать обычные меры: социальное дистанцирование, гигиена рук, уборка, изоляция и помещение на карантин всех заболевших, а также лиц с высоким риском заражения, наращивание мощностей системы здравоохранения (расходные материалы, тесты, персонал, палаты), единая, скоординированная стратегия информирования населения и предоставление четких, понятных и актуальных рекомендаций и данных. Опыт стран Азии свидетельствует о том, что для сдерживания коронавируса не требуются экстраординарные меры. Если мы не можем не выходить на работу, контактируем с людьми и вдруг оказывается, что мы находились в одном помещении с больным коронавирусом (или даже стояли рядом с ним), это не повод для паники. Заражение, вероятно, происходит в основном при длительном контакте в условиях отсутствия базовых средств защиты или ненадлежащей гигиены рук после контакта с секретом.
Рассмотрим несколько примеров.

В Сингапуре на текущий момент не зарегистрировано ни одного случая заражения коронавирусом в учреждениях здравоохранения, хотя помощь в них получили сотни пациентов. В одной из больниц 41 сотрудник в течение 4 дней участвовал в лечении пациента с пневмонией в критическом состоянии, после чего у него подтвердился коронавирус. Речь идет о контакте с высоким риском заражения (например, контакт при интубации и реанимационных мероприятиях). 85% медработников использовали только хирургические маски. Однако, благодаря надлежащей гигиене рук, не заразился никто из них.

Опыт Южной Кореи, где распространение коронавируса успешно сдерживалось за счет массового тестирования, свидетельствует о том, что вспышки заболевания, возможно, были вызваны заражением от бессимптомных носителей. Но если проанализировать опыт Сингапура и Гонконга, напрашивается другой вывод: не исключено, что «невидимые» случаи коронавируса не вызовут бурный рост случаев тяжелой инфекции, как прогнозировали ученые. В этих двух странах не проводились массовые тестирования населения на коронавирус, чтобы выявить зараженных людей с бессимптомным течением. Органы власти сосредоточили силы на установлении и тестировании пациентов с подозрительными симптомами или высоким риском заражения. Они приняли тот факт, что вирус может распространяться среди людей бессимптомно. И подобная стратегия позволила взять ситуацию под контроль.

Этому есть несколько объяснений. Во-первых, истинно бессимптомных случаев (не развиваются симптомы, требующие врачебной оценки) может быть меньше, чем принято считать. В городе Ухань в условиях массового тестирования было зафиксировано более 72 000 случаев коронавируса, при этом бессимптомное течение наблюдалось лишь у одного процента пациентов. На борту круизного лайнера Diamond Princess после помещения в карантин и тестирования более трех тысяч пассажиров и членов экипажа коронавирус был обнаружен у 634 человек (кстати, это было одно из наиболее обстоятельных исследований зараженной популяции). У большинства пассажиров на момент тестирования симптомов не наблюдалось – как оказалось, это была предсимптомная стадия, и через несколько дней появились идентифицируемые признаки заболевания. Полностью бессимптомно болезнь протекала лишь у 18% пассажиров.
Мы знаем, что пока симптомы не проявились, риск заражения ниже, но нам неизвестно, насколько ниже. Учитывая успешный опыт Гонконга и Сингапура (скрининг пациентов с лихорадкой или симптомами гриппа), можно сделать вывод о том, что риск заражения от бессимптомного пациента намного ниже, чем мы предполагаем сейчас. Это позволяет нам понять, какие меры необходимы в системе здравоохранения и насколько безопасно ходить на работу в условиях пандемии коронавируса. По мере наращивания объемов тестирования мы будем узнавать всё больше и сможем оптимизировать нашу стратегию борьбы с заболеванием. Мы на правильном пути.

Если ходить на работу приходится, а число заболевших неуклонно растет, не поддаваться панике очень трудно. Но мы можем опираться на опыт наших коллег из разных стран мира. Эта пандемия глобальна, как и ее уроки”.

Атул Гаванде, хирург и исследователь общественного здравоохранения, является штатным сотрудником издания The New Yorker с 1998 года.

Перевод: Гульнара Юнусова

Ссылка на оригинал статьи: newyorker.com

Вам также может быть интересно...

Comments are closed.